. Стимулирование деятельности педагога в детском �
Мой сайт
Пятница, 18.07.2025, 08:31
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2014 » Апрель » 19 » Стимулирование деятельности педагога в детском �
21:01
 

Стимулирование деятельности педагога в детском �






Овчиникова Ф.Л.,

заведующая организационно-методическим

отделом ГАУ «МЦДСО» в СОК «Камчия»,

заслуженный работник образования

Удмуртской Республики, Россия - Болгария

Кузьмина Ю.А,

главный специалист отдела

программно-методического сопровождения

ГАУ «МЦДСО», Россия - Болгария



^ Стимулирование деятельности педагога в детском лагере

на основе системно-функционального подхода
Теоретической основой нашей работы является теория системно-функционального подхода к педагогической деятельности профессора Николая Михайловича Таланчука. Это достаточно инновационный подход, суть которого заключается в том, что «педагогическая деятельность рассматривается как процесс реализации педагогом системы педагогических функций». (1.137.)

Установлено, что педагогическая деятельность вожатого, старшего вожатого, методиста, характеризуется, как процесс решения конкретных воспитательных задач и имеет два существенных признака – цикличность и фазовость.

Педагогический цикл – это относительно самостоятельная часть деятельности педагога, связанная с решением конкретной задачи или группы задач воспитания от возникновения замысла до полного его осуществления. Переход от решения одной задачи к другой и есть смена педагогических циклов. Между собой циклы отличаются тем, что в них решаются разные задачи по мере их сложности.

Системно – фазовая структура педагогического цикла может быть представлена следующим образом:


  • подготовка педагога к решению воспитательных задач (процессуальный аспект);

  • психологическая и коммуникативная подготовка детей к решению поставленных педагогом задач;

  • процесс решения поставленных воспитательных задач в совместной деятельности педагога и детей;

  • контроль, анализ, оценка и коррекция деятельности;

  • совершенствование деятельности на перспективу;

Объективно необходимыми в первой фазе (подготовка педагога к решению воспитательных задач) являются следующие функции: диагностическая, целевой ориентации и планирования; вторая фаза (подготовка детей к решению поставленных задач) сопряжена с функциями – организаторской, мобилизационно-побудительной и коммуникативной. Третья фаза (реализация педагогической задачи) протекает как реализация формирующей функции. Четвертая фаза - контрольно–аналитическая и оценочная функции и функция координации и коррекции. В заключительной фазе – функция совершенствования.

Так образуется целостная модель педагогической деятельности. Педагогические функции – это совокупность однородных, одновидовых действий, при решении воспитательных задач.

Так, например, в процессе воспитания вожатый осуществляет множество действий одного рода – изучение детей: уровня их воспитанности и воспитуемости, выявления социального статуса и наличие отклонений, а также культурно-досуговых интересов и т.д. Все эти действия одного рода – диагностические, и из них образуется диагностическая функция вожатого, не реализовав которую нельзя решить ни одну задачу.

Подобным образом группируются и другие действия, образующие определенные функции. Анализ деятельности вожатых показал, что нельзя полноценно решить ни одну воспитательную задачу, если какая-то функция не реализуется. Без знания детей (или вожатых – для методистов), нельзя, например, правильно поставить задачи и правильно спланировать отрядное дело. Любое дело нуждается в организационном обеспечении, а дети активно включатся в познавательную деятельность, когда вожатый (старший вожатый) психологически их настроит, мобилизует на решение поставленных задач, установит с ними необходимый контакт, являющийся основой их сотрудничества в совместной деятельности.

Все названное становится базой для полноценного формирования качеств личности и усвоения новых знаний. Невозможно представить полноценную деятельность педагога (вожатого, старшего вожатого), лишенную контроля, анализа, оценки, коррекции и творческого начала. Все эти функции неотъемлемы в системе воспитания.

Давайте представим, что происходит на любом отрядном деле, которое ведет вожатый и в ходе которого какая-то из функций не реализуется. Например, не установил контакт с детьми (коммуникативная функция). В этом случае ему придется принуждать детей к совместной деятельности, и рано или поздно станет невозможным строить на такой основе воспитательный процесс, так как дети запротестуют открыто или скрыто против авторитарной системы отношений. Или, скажем, вожатый не спланировал ход отрядного дела, тогда оно превратиться в стихийный процесс. То же самое произойдет, если деятельность детей должным образом не организована. К какой бы функции мы не обратились, каждая необходима. Если выпадает лишь один элемент деятельности, в ней разрушается свойство целостности и вследствие этого резко снижается качество воспитания, либо вообще невозможно полноценно выполнить воспитательную задачу.

Между всеми названными функциями в любом «воспитательном акте» (термин Таланчука Н.М.) существует интегративное взаимодействие: они входят одна в другую, зависят друг от друга, выполнение одной функции есть условие для другой, т.е. по закону гармонии они взаимно сочетаются, соответствуют друг другу, атрибутивны в единой цели и образуют гармоническое целое.

Любой воспитательный акт – это завершенный педагогический цикл, в котором реализуется система педагогических функций. В этом и есть сущность системно- функционального подхода, который мы взяли за основу рейтинговой системы оценки работы методиста, старшего вожатого, отрядного вожатого.

Рейтинг, как «метод расчета относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое», например шахматы, был разработан американским профессором физики Арпадом Эло (1903-1992). Дословный перевод с английского «rating – оценивать, определять класс, категорию». Рейтинг – это «показатель популярности какого-нибудь лица».

Данная проблема оценки деятельности и стимулирования вожатого, старшего вожатого, методиста не новая, она рассматривается и на федеральном, и на региональном, и других уровнях, например:

  1. Методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных и образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений ( идет разработка данной системы и скорее всего вступит в силу после принятия новой редакции Закона «Об образовании» РФ).

  2. Директор Центра экономики образования, кандидат экономических наук А. Вифлеемский рассматривает данный вопрос, основываясь на правовых аспектах, анализируя Трудовой Кодекс РФ, Приказы Минобразования и Приложения к ним, начиная с 1995 года.

  3. Рекомендации по расчету стимулирующей надбавки старшего вожатого, разработанного окружным методическим центром ЦАО г. Москвы включает в себя критерии и показатели оценки деятельности: качество воспитательной деятельности, сохранение здоровья учащихся, профессиональные условия развития и др.

  4. Лагерь «Новое поколение» (г. Пермь) предлагает своим сотрудникам стимулирующие выплаты и бонусы за: отказ от курения (500); реализация концепции отрядной работы и хобби центров (1050); соблюдение дресс-кода и требования к внешнему виду (500), инновационность реализованной программы своего профиля (980).

Основываясь на выше сказанном на данном этапе в СОК «Камчия» апробируется система оценки эффективности работы вожатых СОК «Камчия». (Приложение №1).

Начиная с первой смены 2012 года административно–педагогический состав приступил к оценке деятельности вожатого по разработанному рейтингу. Две пилотные смены показали спорность некоторых позиций рейтинга и необходимость ее пересмотра, вместе с тем мы посчитали поощрить 12 лучших вожатых и 1 методиста лагеря были награждены специальной поездкой – экскурсией в исторический город Болгарии.

С целью повешения уровня профессионального мастерства методистов и старших вожатых, а также стимулирования их деятельности мы приступили к разработке критериев рейтинга данной специалистов. (Приложение №2).
Приложение №1

Критерии оценки работы вожатых ГАУ «МЦДСО»

для дифференцированной оплаты труда




1

2

3

4

5

6

7


Процент/ критерии/ ФИО

20%

Отрядная работа

10%

Соблюдение единых педагогических требований

10%

Аналитические способности. Навыки рефлексии.


^ 25%

Здоровье участников смены


20%

Отсутствие конфликтных ситуаций.


5%

Педагогическая копилка

10%

Организация общелагерных дел лагеря, по графику.


Качество организации. Разнообразие деятельности

Организация и выполнение режимных моментов, общая организованность, выполнение должностной инструкции

Ведение педагогической документации

Своевременное обращение к медицинским работникам, гигиена членов отряда; отсутствие травм членов отряда

Создание и поддержание благоприятного климата внутри отряда, между напарниками, с администрацией

Качественное наполнение педагогической копилки, знание содержания папки по основным формам работы с ВДК

Участие отряда во всех общелагерных делах смены, качественная организация отрядом минимум одного общелагерного дела в течение смены.

Приложение №2

Критерии оценки работы методистов ГАУ «МЦДСО»

для дифференцированной оплаты труда.




1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процент/ критерии/ ФИО



^ Организация жизнедеятельности лагеря

50%



Реализация программы смены

50%

Диагностическое

мастерство


Проектировочное мастерство


Организаторское мастерство

Психологическое

и коммуникативное

мастерство

Контрольно-аналитическое и оценочное матерство

Формирующе-обучающее

мастерство


Организационно-методическое

мастерство

Координационное и коррекционное мастерство

Творческие способности





























Организация жизнедеятельности лагеря

  • 50% – 25 баллов.

  • 40% - от 21 до 24

  • 30% - от 16 до 20

  • 20% - от 11 до 15

  • 10% - от 6 до 10.

Реализация программы смены

  • 50% – 20 баллов.

  • 40% - от 14 до 19

  • 30% - от 10 до 13

  • 20% - от 5 до 9

  • 10% - 5

Диагностическая мастерство

  • наблюдение за деятельностью вожатых, фиксирование наблюдений;

  • вербальное общение с вожатыми (беседы, анкеты, опрос и др);

  • наблюдение и письменный анализ организацией деятельности в отряде;

  • изучение анкет вожатых, определение методической подготовленности вожатых;

  • участие в собеседовании по напарничеству, написание характеристик;

  • составление анкеты на вход и выход в программе смены с последующей обработкой данных.

Проектировочное мастерство

  • формулирование основных целей и задач методической работы на смену;

  • наличие плана работы на смену (на неделю, на день, сценарного плана дела или методического занятия);

  • консультирование и оказание помощи вожатым в составлении программ (план-сеток, сценариев, методических разработок).

Организаторское мастерство

  • подготовка и проведение методических занятий (традиционные и активные формы);

  • подготовка и проведение общелагерных дел;

  • умение организовать свою деятельность.

Психологическое и коммуникативное мастерство

  • умение мобилизовать вожатых на деятельность;

  • подкрепление значимых психических состояний, деятельности и поведения;

  • культура общения и предупреждение конфликтов;

  • выработка норм отношений на основе сотрудничества;

  • подготовка сообщений (докладов) на совещаниях;

Контрольно-аналитическое и оценочное мастерство

  • контроль за выполнением план-сетки отряда и плана на день;

  • посещение и анализ отрядных и общелагерных дел;

  • подготовка аналитических справок по итогам организационного, основного, итогового периодов;

  • своевременная сдача отчетов;

  • своевременное заполнение журналов учета рабочего времени и административного дежурства;

  • контроль ведения педагогических дневников (наличие аналитической справки по итогам проверки);своевременная проверка дневников

  • контроль оформления отрядных уголков согласно периодам смены.

Формирующе-обучающее мастерство

  • знание программы смены, умение ее интерпретировать для вожатых, и специалистов;

  • работа с творческой группой по подготовке общелагерных дел смены (таблица учета собеседований);

  • анализ комплексной реализации задач воспитания гармонически развитой личности в отрядах

  • оказание помощи в использовании новых форм, методов и средств отрядной работы;

  • проведение методических занятий по программе школы вожатского мастерства.

Организационно-методическое мастерство

  • разработка методических рекомендаций по проведению КТД, сборов, конкурсов, огоньков, игр и т. д. в отряде и в ДОЛ;

  • обобщение и распространение информации о лучшем опыте воспитания во временном детском объединении;

  • популяризация методических находок.

Координационное и коррекционное мастерство

  • обеспечение взаимодействия между всеми участниками процесса;

  • выбор и применение единых педагогических требований к вожатым;

  • своевременное выявление недочетов и коррекция деятельности вожатых;

Творческие способности

  • изучение специальной научно- методической, нормативно-правовой литературы;

  • изучение практического опыта других педагогов и детских центров;

  • организует дополнительное исследование деятельности вожатых с конкретными целями, то есть проводит опытно-исследовательскую работу с дальнейшей публикацией в научных сборниках и журналах.


^ Критерии оценки работы старших вожатых ГАУ «МЦДСО»

для дифференцированной оплаты труда.




организация жизнедеятельности лагеря

реализация программы смены




50%

50%

Ф.И.О.

Диагностическое

мастерство

Проектировочное

мастерство

Организаторское

мастерство

Психологическое и

коммуникативное мастерство

Формирующее, обучающее мастерство

Контрольно- аналитическое и оценочное мастерство

Координационное и коррекционное мастерство

Творческие

способности
























































Организация жизнедеятельности лагеря

  • 50% – 25 баллов.

  • 40% - от 21 до 24

  • 30% - от 16 до 20

  • 20% - от 11 до 15

  • 10% - от 6 до 10.

Реализация программы смены

  • 50% – 20 баллов.

  • 40% - от 14 до 19

  • 30% - от 10 до 13

  • 20% - от 5 до 9

  • 10% - 5

Диагностическое мастерство

  • наблюдение за деятельностью вожатых и детей, фиксирование наблюдений;

  • вербальное общение с вожатыми и детьми (беседы, опрос, анкетирование, разведка дел, собрания, «мозговой штурм» и др.);

  • наблюдение и письменный анализ за организацией деятельности в отряде вожатыми и органами самоуправления;

  • изучение анкет вожатых, определение уровня методической подготовки вожатого;

  • изучение анкет и других документов детей (социальный статус, здоровье и др.);

  • изучение творческих работ детей;

  • участие в собеседовании по напарничеству, написание характеристик.

Проектировочное мастерство

  • формулирование основных целей и задач работы ст. вожатого с вожатским отрядом и детским коллективом;

  • наличие плана работы или программы работы с вожатским отрядом;

  • наличие плана работы с органами самоуправления лагеря;

  • ежедневный план - это рабочий дневник вожатого;

  • осуществление ежедневного планирования оздоровительной и культурно-массовой деятельности лагеря;

  • участие в разработке воспитательной работы в ДОЛ;

  • планирование и написание сценария общелагерного дела.

Организаторское мастерство

  • руководит деятельностью вожатых и организует работу отрядов;

  • организует и руководит работой органов детского самоуправления;

  • организует общественно-полезный труд детей;

  • является активным участником педагогических планерок;

  • организует коллективно-творческую деятельность детских объединений;

  • организует наглядное оформление лагеря по тематике смены;

  • заботиться о здоровье и безопасности детей;

  • умеет организовать себя, соблюдает этические нормы поведения в быту и общественных местах.

Психологическое и коммуникативное мастерство

  • умение мобилизовать вожатых и детей на деятельность;

  • культура общения и отсутствие конфликтов;

  • умение устанавливать воспитательные контакты с детьми;

  • умение урегулировать отношения детей в коллективе и в микрогруппах;

  • умение предъявить единые педагогические требования и потребовать их выполнения вожатыми и детьми.

Формирующее, обучающее мастерство

  • знание программы смены, умение ее интерпретировать детям, вожатым;

  • решение задач воспитания гармонически развитой деятельности через организацию системы видов деятельности детей;

  • работа с творческими группами по подготовке и проведению общелагерных дел;

  • работа с органами управления в ДОЛ;

  • оказание методической помощи вожатым по работе с органами самоуправления в отряде;

  • вожатый – пример для подражания (отсутствие вредных привычек, дисциплинированность и др.)

  • уровень сплоченности вожатского коллектива.

Контрольно - аналитическое и оценочное мастерство

  • проверка хода и результатов деятельности детских объединений и вожатых;

  • ведение мониторинга коллективного и личностного роста детей;

  • участие в собеседовании и написании характеристик на вожатых;

  • своевременное заполнение журналов административного дежурства и учета рабочего времени;

  • своевременная отчетность в конце смены.

Координационное и коррекционное мастерство

  • обеспечение взаимодействия со всеми структурами ДОЛ и ОМО;

  • предъявление единых педагогических требований и требование их выполнения;

  • применение единых и персонифицированных требований к детям и вожатым.

Творческие способности

  • поиск новых форм организации деятельности детей;

  • изучение методической и нормативно- правовой литературы;

  • поддержание новых методик работы с детьми;

  • изучение и использование передового опыта работы с детьми и подростками;

  • повышение своей квалификации.


Таким образом: вопрос оплаты труда и стимулирования деятельности вожатого и методистов -это актуально. Профессионально подготовленный вожатый естественно замотивирован на достойную заработную плату. Те наработки системы стимулирования, которые имеются в детских оздоровительных лагерях, могут быть обобщены и рекомендованы к использованию, конечно, на основе соблюдения всех нормативно – правовых документов. Но в любом случае, рейтинговая система оценки качества деятельности педагога на основе системно–функционального подхода может иметь место, как основа методического становления педагога.
Литература:

  1. Вифлеемский А. Вожатый в детском оздоровительном лагере: спорные аспекты трудовых отношений и оплаты труда.// народное образование.- 2005.- №3.-С.73-85.

  2. Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Казань.1993.

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Вожатый.



Просмотров: 1650 | Добавил: roccass | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Бесплатный хостинг uCoz